Детям на заметку

Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы самими учащимися.

Младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым произведением и вовлечь в учебное творчество. Обязательное ежеурочное формулирование темы урока самими учащимися, которое осуществляется с помощью определенных упражнений, предполагает ту или иную долю самостоятельности школьников, заинтересовывает предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждает положительные эмоции, заставляет творчески и нестандартно мыслить.
Тема урока литературного чтения чаще всего складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения, и названия этого произведения. Для определения их учащимися можно использовать специальные приемы.
1.Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв.
Учащимся предлагается задание: «Определи фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой». Например:
Ба-ов, Уш-нский, Паус-овский, Биан-и, -сеева, -ысоцкий. ( Житков)
2.Составление имени и фамилии автора произведения путем исключения повторяющихся букв.
Школьникам необходимо мысленно исключить буквы, которые встречаются более одного раза. Например :ТС ИТВСАЦНСЦ Е КГРЧЫЧГЛЯОВЕЯ ( Иван Крылов)
3.Чтение подчеркнутых букв.
Детям предлагается прочесть название произведения, концентрируя внимание только на подчеркнутых буквах. Например: « ЛЯТЦЕ ХВ Ф ИТ ЭСЬОЮБЭАЬЧЖКГАЭЖ» ( «Лев и собачка»)
4.Исключение иностранных букв.
Ученикам дается установка: «Внимательно рассмотрите запись и определите название нового произведения, с которым мы познакомимся на уроке, исключив иностранные буквы». Например:
«ПWРRIЫFЖGLОSКVN» («Прыжок»)
5.Расположение букв в порядке возрастания чисел.
Учащимся необходимо расположить буквы, входящие в состав фамилии автора ( названия произведения), в порядке возрастания чисел и прочитать получившееся слово. Например: «3И4Е1П5М7Ш2Р6Ы» («Приемыш»)
6.Чтение имени автора ( название произведения) с зашифрованными буквами.
Школьники должны, опираясь на языковое чутье и закономерность, по которой составлена запись, догадаться, какие это буквы, и прочитать зашифрованные слова. Например: «ФЕ/ИН+ З+/+Ч+» ( «Федина задача»)
7.Чтение фамилии, имени, отчества или названия произведения с пропуском гласных букв.
Детям предлагается прочитать слова, ориентируясь только на согласные. Например: « НКЛЙ НКЛВЧ НСВ» (Николай Николаевич Носов)
8.Выделение «лишнего» автора из данного ряда по какому – либо признаку.
Учащимся предлагается из трех (четырех) фамилий: Е. И. Чарушин, С. В. Михалков, В. В. Бианки , -определить фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Дети выделяют фамилию Михалкова, потому что это фамилия поэта, а остальные – фамилии прозаиков).
9.Определение названия произведения путем продолжения цепочки.
Детям дается задание: «Внимательно рассмотрите данный ряд букв: З, В, Л. Буквы в нем являются начальными буквами слов одной темы: «Времена года». Продолжите данную цепочку и определите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Учащиеся отвечают, что в этом ряду написаны: З – зима, В – весна, Л — лето . Следующим временем года является осень, значит, название нового произведения – «Осень».
Цепочки могут быть составлены из первых букв названий месяцев ( «Сентябрь»), частей суток («Утро»), членов семьи («Мама») и т.д.
10.Определение темы урока, используя синонимы, антонимы.
А) Школьникам необходимо подобрать синоним к данному слову и определить название нового произведения, в котором есть разделительный мягкий знак. «Товарищи». (Друзья».)
Б) Подобрав антонимы к произведению «Ранним утром», вы узнаете название темы сегодняшнего урока. ( «Поздним вечером»)
11.Задания, составляющие название нового произведения, по морфемике.
А)Корень – скрип, пол
Суффикс – уч, ов, иц
Окончание – ие, ы
(«Скрипучие половицы»)
Б) Название произведения состоит из одного слова. В основе этого слова лежит древнерусское слово ПЛАТ, что означает кусок материи. От этого слова образовались слова платок и платье. Оно является корнем в слове, которое обозначает название нового произведения. Запишите этот корень. (Дети записывают плат)
К этому корню допишите приставку. Она является первым слогом в названии произведения Н.Н. Носова, в котором говорится о том, как девочка Валя и мальчик Петя прочитали книгу «Три поросенка» и стали играть, представляя себя поросятами. Допишите эту приставку.
(Дети отгадывают название рассказа Н. Н. Носова» «Затейники» и добавляют часть слова ЗА к уже написанной части ПЛАТ. Получается заплат.)
Теперь надо дописать суффикс. Его мы выделим из названия произведения Н. Н. Носова – «Мишкина каша». Это первый суффикс в одном из этих слов. Какой это суффикс? ( Дети дописывают суффикс – к -. Получается заплатк)
Осталось дописать окончание. Окончание в нашем новом слове такое же, как в словах «Мишкина каша». Допишите его. Какое слово получилось? («ЗАПЛАТКА»)
Младшие школьники с живым интересом и желанием выполняют задания по формулированию темы урока литературного чтения, благодаря чему в самом его начале у них создается установка на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися темы урока автоматически повышает их активность на уроке.

Приемы   и  формы   работы над словарным словом на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. И задача учителя – научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя творческой работы.
Я считаю, что  целесообразно процесс обучения школьников над словарным словом на уроках русского языка  организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

 1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер..г, в..кзал, з..мл..ника, ж..лез..,г..рох,..сина, уч..ник, пл..ток, с..рень, с..пог, к..пуста, ..рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова.

Завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

 3.Угадай, что за слово.

   _о_о_ _        (ворона), _о_о_ _ (сорока), _о_о_ _ (молоко),_о_о_ _(корова),_о_о_ _ (солома)

 4.Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения.

Г.рой, ур.жай,адр.с, р.кета, ябл.ко, п.нал, п.суда, т.пор

 5.Игра «Из каких слов выпали гласные?»

д.р.вн.,   м.л.т.к,   к.ньк.,    п.ртр.т,    с.л.м.,     т.л.ф.н

 6.Игра. «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО   (город, гореть,горизонт)
И наоборот, можно дать конец слова, а ученики придумывают начало.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
. .СУДА,  . . РЕЗА,   .   . СКВА

  7.Игра. «Расшифруй слово»

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2  10  13  6  20   (билет) ,  26  16  22  7  18  (шофер)
  33  2  13  16  12  16  (яблоко)

 8.Игра «Буквенная эстафета»

Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву словарного слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово

 9.Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше
БЕРЕГ
ГОРЕТЬ
АГРОНОМ    И т.д.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм,  находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками» т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова.В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова,развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

1.      От слов  БЕРЕЗА,  ПРАЗДНИК.  СОЛОМА,  ЯБЛОКО образуйте родственные слова.
2.      Подберите слова.

КОРЕНЬ + ОКОНЧАНИЕ
КОРЕНЬ + СУФФИКС + ОКОНЧАНИЕ
ПРИСТАВКА + КОРЕНЬ + ОКОНЧАНИЕ

 3.От слов ГАЗЕТА, КАРТИНА, ОСИНА образуйте новые слова с суффиксом.
 4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

 БЕРЕЗА, БЕРЕЗОВЫЙ, БЕРЕЗНЯК, ПОДБЕРЕЗОВИК, БЕРЕЗКА, БЕРЕЗОНЬКА, БЕРЕЗКИ.
ПРАЗДНИК, ПРАЗДНИЧНЫЙ,  ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНОВАТЬ

 5.Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята  радостн  .  .
Улица многолюдн .  .
Береза кудряв .  .

6.Составьте слово. Какое словарное слово зашифровано?

ЛИС (СУФФИКС)А(лисица)

  7.Допишите слова так, чтобы они были однокоренными.

Медвед ___________
медвед __________________
медвед______________________

 8.Шарада. Узнайте слово, которое задумано.

Задуманное слово однокоренное со словомКРАСИВЫЙ. Приставка в нем такая же, как в слове ПРЕВРАЩАТЬСЯ, суффикс, как в слове ЦВЕТНОЙ, окончание, как в слове МОРКОВНЫЙ. А в целом слово является прилагательным. (прекрасный)

 9.Составьте  словосочетания. Запишите их. Укажите,как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

подарил,   дружил,   говорил  ( девочка)
   люблю, думаю, горжусь  (собака)

 10.Выпиши пары однокоренных слов

проданный – преданный, слезать – слеза, ученик — ученический
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием.
 1.Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Ответьте на вопросы одним словом. Измените это слово по падежам.
- Какой овощ растет на огороде?(0гурец)
- Кто живет в лесу? (заяц)
-В чем хранятся ручки и карандаши? (пенал)
-Какое дерево считается символом России? (береза)
-Из какого дерева делают спички? (осина)
 3.Составьте  предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
березовая аллея
аккуратный ученик
интересный случай
соленый огурец
 4.Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
Молоко ( какое?) …
Лисица (какая?) …
Мороз (какой?)…
 5.Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Определите падеж существительных.
Моя мама дала  объявление  …( газета).Дети читали  книги …(космонавт).   …  (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису.
Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке  русского языка при изучении словарных слов.
 1.Составьте  предложения с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.
2. Составьте предложения с данными словосочетаниями.  Веселый праздник, новая одежда, красивый рисунок, узкая лестница
3.Игра « Собери предложение»
- на, медведь, ухо, наступил
- воробей, не, вылетит, слово, не , поймаешь
 4.Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.
-Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. (аллея)
-Край земли у водной поверхности. (берег)
-Комната для занятий в школе.(класс)
 5.Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге — …  (картинка) Мать родимая -  … любимая. ( Родина) Килограмм – это тысяча … ( грамм)
 6.Смодулируйте предложение по схеме.
Что?…………что делают? ………………в какие? ……………..как? во что? ………………
Например: Воробьи собираются в шумные стайки.
 7.Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.
В гости иду к моему другу петуху.Встретил заяц лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка- сестричка!
 8.Вставьте в предложение пропущенные предложенные слова.
Шла Саша по……….. и сосала сушку.
Вот  …….тучи нагоняя…
Побежал он на перрон, влез в отцепленный ……
(север, шоссе, вагон)
В связи с изучением грамматики проводятся и  лексические упражнения, так как речь младшего школьника недостаточна для выражения новых мыслей , чувств.
1.      Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи» и т.д
 2.Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал.корова, карандаш, медведь
 3.К словам БАГАЖ, ВМЕСТЕ, ДОРОГА  подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
 4.К словам ВЕСЕЛО, ДЕВОЧКА, ХОРОШИЙ  подберите антонимы .Придумайте  небольшой рассказ, используя эти слова.
 5.Игра «Кто как голос подает?»
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.
п — тух         чирикает
с  - рока      лает
с – бака      мычит
к — рова       кукарекает
  в — рона      стрекочет
в  - р — бей   каркает
 6.Назовите одним словом:
Сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.(месяц)
Руководитель школы.(директор)
Понедельник, вторник, среда и т. д. (неделя)
Крупное промышленное предприятие.(завод)
Объявление о спектакле, концерте. (афиша)
Тот, кто  учится в школе (ученик)
 7. Выберите наиболее подходящее слово .Запишите.
  М-дведи очень испугались и ( пошли, побежали, понеслись) в сторону.
Из (старого, ветхого, древнего ) ж-леза мы сделали ведро.
 8.В данный текст вставьте наиболее подходящие   слова сходные по значению: плескаться, литься, лить.
Вода……… из ведра.
Волны тихо ……….. у берега.
Рабочий продолжает …….сталь
 9.Игра «Добавь словечко»
 Подберите такое слово, чтобы оно имело другое значение.
хвост собаки -  хвост ……, идет ученик – идет …., бежат ребята – бежат ….
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Ученик, использовавший одно и то же слово несколько раз в разнообразных вариантах упражнений, свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.Использование  грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов , вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.




Изучили, повторяем!!

Русский язык. Род имен существительных.

Видеоуроки. Урок поможет закрепить знания по теме "Род имен существительных"

Урок математики. Деление суммы на число.

Видеоурок. Данный урок поможет закрепить знания по теме "Деление суммы на число" После урока можно выполнить тесты и потренироваться, используя тренажеры.

Тренировочные упражнения

Словарные слова
Широко известно, что словарные слова 
невозможно проверить, их надо заучивать наизусть. 
Вся сложность заключается в том, что таких слов великое
 множество. 
К тому же зачастую их написание не поддается никакой 
логике. 
Для развития грамматической зоркости очень важно 
много читать. 
I.    Можно использовать проверенную временем методику:
Проводить занятия с ребенком ежедневно по 15 минут, беря 
для запоминания по 5-7 слов. 
Запоминание и повторение этих слов растягивается на 
неделю.
Выполнять следующие задания:
1. Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова (использование словаря)
3. Орфографическая работа над словом
 (постановка ударения, звуко-буквенный анализ, 
деление слова на слоги)
4.Заучивание правописания данного слова 
(под бор однокоренных слов, составление словосочетания, 
предложения с данным словом)
5. Запись слова в орфографический словарик.
6.Составление рассказа из группы словарных слов.
7.Дописывание предложения, в котором пропущено 
словарное слово.
8.Образование единственного числа из множественного 
(или наоборот)
9.Повторение перед сном заучиваемых словарных слов
10.Запись слов под диктовку, 
с постановкой ударения, подчеркиванием
 непроверяемой орфограммы (письмо по памяти)
II. Существует интересный способ – способ написания 
слов с закрытыми глазами:
Ребенку говорят:  «Закрой глаза, представь это слово, 
написанным в книге. Назови его по буквам. 
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
 Прочти медленно, как будешь писать. 
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривая вслух то, 
что пишешь». Потом открыть глаза и сверить правильность написания слова.
Учим вместе словарные слова
3 класс

Тренажеры






Яndex краски-это программа, с которой вы почувствуйте себя художником. Создавайте необычные рисунки, коллажи и композиции











Брашечка - это увлекательная программа для рисования, развивающая креативность и творческие способности у детей и взрослых.
   В Брашечке нет сложных настроек и избытка инструментов. У настоящего волшебника один инструмент — воображение, а волшебная кисточка сделает остальное сама.

    Вы не просто рисуете, и фантазируете, и образы рождаются в вашем воображении сами собой совершенно волшебным образом! Чтобы попасть в увлекательную программу, нужна регистрация




"Отличник"
Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения".

  


"Знайка" 

Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах для учеников начальных классов. Задания состоят из вопросов сопровождаемых картинками. С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.

Пушкин - всегда открытие и всегда тайна"


История о великом поэте

Викторина "Что за прелесть эти сказки" 

 


ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЛИСТ ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Тренажёры

В каждой пословице есть слово с ошибкой. Найдите это слово и исправьте его. 

ЛОСЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ.
ОТ БОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ.
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ПУХ.
ОДИН В ЗОЛЕ НЕ ВОИН.
ПРАВДА ГЛАЗА ПОЛЕТ.
САШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.
НЕ НОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
ГОЛОД НЕ ЩЕТКА.
ТРУС СВОЕЙ ЛЕНИ БОИТСЯ.
НА БЕЗРЫБЬЕ И БАК РЫБА.
КУПИЛ КИТА В МЕШКЕ.
НЕТ ХУДА БЕЗ БОБРА.
ПОВТОРЕНЬЕ — ТЬМА УЧЕНЬЯ.
ТЕРПЕНЬЕ И ПРУД ВСЁ ПЕРЕ­ТРУТ.
МЫ САМИ С УШАМИ.
ГОЛОДА НЕ БОЙСЯ, ПО ПОЯС МОЙСЯ.
БЕЗ МЕСТА ПИРОГА НЕ ИСПЕ­ЧЕШЬ.
БОЛЬШЕ ДЕЛА, МЕНЬШЕ СНОВ.
ПУСТАЯ МЫЛЬНИЦА И БЕЗ ВЕТ­РА МЕЛЕТ.
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ, ТОГО НЕ ВЫРУЛИШЬ ТОПОРОМ.
НА ЛОВЦА И ДВЕРЬ БЕЖИТ.
ТРУС ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
НА ГОРЕ ШАПКА ГОРИТ.
ОДИН УС ХОРОШО, А ДВА ЛУЧ­ШЕ.
ЛЕТНИЙ ТЕНЬ ГОД КОРМИТ.
СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ИДУТ.
ЖДИ У ГОРЯ ПОГОДЫ.
КАЖДЫЙ КУЛИК СВОЕ ДОЛОТО ХВАЛИТ.
ЛЕС РУБЯТ — КЕПКИ ЛЕТЯТ.

ПОВТОРИМ!

Члены
предложения
Вопросы
Как выражены
Пример
Главные члены
Подлежащее
Кто? Что?
Существительным, местоимением
Мы
Сказуемое
Что делает? Что делал?
Глаголом
собирали
Второстепенные члены
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Существительным, местоимением
шишки
Определение
Какой? Чей?
Прилагательным
в еловом
Обстоятельство
Где? Куда? Когда?
Откуда? Почему? Как?
Существительным,
наречием
лесу.

Времена года. Осень

ОСЕНЬ

 

Толкование
Время года между летом и зимой.

Этимология
Осень – «время жатвы», «время кошения, созревания зерновых».

В древнерусском языке известно с X в. В «Повести временных лет» говорится: «И пришла осень, и помянул Олег коня своего». В поэтической речи XVII – XX вв. употребляется как слово высокое, поэтическое. Осень – пора грусти, но и художница, в палитре которой яркие краски.

Однокоренные слова
Осенний, по-осеннему.

Эпитеты
Осень – багряная, безрадостная, глубокая. грустная, дождливая, долгая, желтая, задумчивая, золотая, нарядная, невесёлая, ненастная, огненная, печальная, пламенная, поздняя, прекрасная, промозглая, пышная, разноцветная, ранняя, рыжая, слякотная, сухая, сырая, теплая, тоскливая, унылая, хмурая, холодная, царственная, чудесная, шальная, янтарная, яркая.

Загадки
И сыта и нет забот,
А вот слезы льёт и льёт.

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает -
Когда это бывает?

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я ... (осень).

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся -
Это время года как у нас зовётся?

Что за чудо? Ну и диво!
Кто раскрасил так красиво
Все леса, поля и травы?
Неужели для забавы
Цвет багряно-золотой
Лёг на зелень? Нет, постой.
Есть законы у природы:
Что ни цвет, то время года.
Так когда, вопрос простой,
Лес багряно-золотой? (Осень в сентябре).

Падают с ветки
Золотые монетки,
Землю покрывают.
Когда это бывает? (В октябре).

Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса, 
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Голы кусты.
Снежинки летают,
Землю покрывают.
Когда это бывает? (В ноябре).


Пословицы, поговорки, приметы
  • После осени летом пахнет.
  • Осень прикажет, а весна своё скажет.
  • Осень хвастлива, весна справедлива.
  • Осень говорит: озолочу! А зима - как я захочу!
  • Осень непогодь несёт.
  • Осень идёт и дождь за собой ведёт.
  • Осень – припасиха, зима – прибериха.
  • Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
  • Осень велика, зима долга.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, мутит, крутит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.
  • Осенью и у кошки пирог.
  • Сырое лето и тёплая осень - к долгой зиме.
  • Осенью паутина - на ясную погоду.
  • Сентябрь - листопад, зоревик, хмурень: холодно и сиверко.
  • В сентябре лес реже и птичий голос тише.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • В сентябре синица просит осень в гости.
  • Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - капустой.
  • Октябрь-грязник: ни колеса, ниполоза не любит.
  • Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
  • Ноябрь - сумерки года.
  • В ноябре зима с осенью борются.
  • Ноябрь зиме дорожку торит.

Скороговорка
Погода размокропогодилась.

Считалка
Журавли летят на юг,
Засыпает майский жук.
Каждый день идут дожди,
Ты тепла уже не жди.
Вот сейчас на целый год
Лето от меня уйдёт.
Не могу я больше ждать -
Нужно лето догонять!


Предложения и тексты с грамматическими заданиями

 Какие краски в палитре осени видят авторы? Какие ещё поэты воспевали в своих стихах краски или звуки осени?
1. Уже румяна осень носит снопы златые на гумно… (Г. Державин)
2. Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. (И. Бунин)
3. Чудесная палитра сентябрьского леса. Пурпурные и сиреневые листья чередуются с золотом кленов и яркой зеленью.  (Л. Калецкий)
4. Не видно конца прозрачным далям. В застывшей вышине кувыркаются желтые, багряные, пестрые листья. (Б. Тимофеев)

♦  Выпишите глаголы, определите их спряжение.
Шумели листья под ногами,
Мы шли опушкою лесной.
Роса над спящими лугами
Ложилась белой пеленой. (А. Плещеев)

♦  Разберите  стихотворение по членам предложения.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры!
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары! (О.Высотская)      
                     
♦  Выпишите имена существительные, определите их склонение.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..
Нет одежды теплой,
Нету в печке дров.
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов? (А.Плещеев)

♦ Укажи лицо и число глаголов.
1.  Осень – это перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сопит, сверху льет, снизу метет.
2. В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят.
(М.Пришвин)

♦ Прочитайте текст. Почему автор называет осень величавой?
               Величава русская золотая осень! Никогда не бывает она ни грустной, ни скучной.
               Сбиваются в стаи и кружатся над полями полчища грачей, скворцов, чаек, ласточек, журавлей и дроздов. Скоро им будет дан старт в дальнюю дорогу, в теплые, но чужие края.
               А с севера летят зимовать к нам чечетки, щеглы, свиристели, снегири.
               По суходолам косогоров и полей золотятся жёлтые рябинки, ромашки.
               К сладкому запаху хвои примешивается пахучесть душистых рыжиков. Из-под сучьев старой ели выбежало на тенистую лужайку целое созвездие грибков: подосиновиков, моховичков, маслят.     
(По Д. Зуеву)

♦ Объясните знаки препинания в следующих текстах.
Все мне в ней нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.  (П. Вяземский)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (М. Лермонтов)

♦  Каково значение слова золотой в данном тексте?
              Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе висели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде.
                       (А. Стрижов)

♦  Напишите диктант.
              Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами столетних деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо. 
(По Г. Скребицкому)

♦ Нарисуй в альбоме картины осени. Попробуй создать словесную картину. Какие краски осени ты используешь? Составь предложения со словосочетаниями и объедини их в связный текст (золотая осень, осенняя прохлада, ночные заморозки, дивная пора, вспыхнули багряной краской). Передай словами свое отношение к этому времени года.

♦ Какая она – осень? Представь её в образе человека. Какие у нее глаза, волосы, одежда? Сколько ей лет? Запиши свой рассказ, нарисуй осень.

Десять интересных фактов из жизни животных

1. Зачем крокодилы глотают камни?
Крокодилы наполняют свои желудки не только пойманными зазевавшимися животными, но и камнями. Вернее, именно потому, что в рацион обычного крокодила входят черепахи, рыба, птицы, жирафы, буйволы и даже львы, крокодилу необходимы в желудке камни, чтобы всю эту еду перемалывать. Кроме того, камни служат балластом при погружении под воду.


2. Китовое молоко жирнее человеческого в 10 раз?
И как это матери-киты умудряются выкормить дитя длиной около 10 метров? Это и вправду нелегко: мать сокращениями специальной мускулатуры выплескивает молоко в рот детенышу, который подобно человеческому ново-рожденному с самого рождения умеет держаться за сосок (у китов они есть!) А молоко китов поражает своей пита-тельностью, ведь за день китеныш набирает до 90 килограммов!
3. Как же птицы все-таки могут ориентироваться в полете?
Думается, многих интересовало, как же птицам удается без карт пролетать тысячи километров и безошибочно попадать в назначенный пункт. Оказывается, для ориентации птицы используют "встроенные" матерью-природой ферромагниты, с помощью которых они ориентируются по магнитным полям планеты. Кроме того голуби, к примеру, способны запоминать приметные особенности на земле, по которым и ориентируются.
4. Зимой для бобров в сутках - 29 часов?
Когда наступает зима, бобры становятся настоящими "домоседами", ведь они совсем не выходят из своих темных нор, сложенных из грязи и дерева. В теплое время года эти ночные животные выходят из жилищ с закатом солнца, а приходят с рассветом. Однако в темных норах зимой у бобров сбивается суточный режим, и для них в сутках "помещается" 29 часов.
5. Кроты вовсе не слепые?
Исследования последних лет опровергли бытующее мнение о том, что кроты слепы, так как живут под землей. На самом деле, у кротов достаточно острое, хотя и ограниченное, зрение. А увиденный кротом свет, служит знаком опасности, ведь проникновение света для него означает не что иное, как то, что в нору проник хищник.
6. Альтруизм в природе?
Многие думают, что в дикой природе нет места альтруизму между животными, так как в условиях природного отбора выживает наисильнейший. Однако, ученые приводят множество примеров, доказывая обратное. Например, недавно удалось доказать, что птенцы многих видов птиц издают специальные звуки, оповещающие своим сородичам о том, что найдена пища. На фотографии - сурикат, самый альтруистичный товарищ.
7. Рыбы могут менять пол?
Многие виды рыб умеют менять пол, в зависимости от гормонального цикла и даже от окружающей среды. А некоторые представители имеют органы обоих полов одновременно.
8. Уникальная кровеносная система жирафа?
Так как мозг жирафа возвышается над собственным телом на высоте 5 метров, встает проблема кровоснабжения мозга. Оказывается, чтобы поставить кровь на такую высоту, у жирафа имеется сердце, вдвое сильнее, чем, к примеру, у коров; специфическое строение вен предотвращает резкому приливу крови при опускании головы вниз. А чтобы кровь не застаивалась в ногах, у жирафа кожа на ногах необычайно натянута. Вот природа постаралась!
9. У слонов отличная память?
Мозг слонов - самый большой среди млекопитающих, его вес составляет около 5 килограммов. Хотя замерить интеллект у животных очень сложно (это тяжело сделать и у людей), однако соотношение массы мозга и тела приближается к аналогичному показателю у шимпанзе, что свидетельствует о высоких умственных способностях. По крайней мере, последние исследования доказывают отличную память у этих гигантов.
10. Попугаи не только подражают звукам?
Существует мнение, согласно которому "говорящий" попугай просто воспроизводит услышанный набор звуков. Однако, тридцатилетнее изучение такой способности наших пернатых друзей показывает обратное. Оказывается, попугаи могут решать простые лингвистические задачи на уровне 4-6 летних детей, и даже комбинировать заученные слова в новые единицы.
















Комментариев нет:

Отправить комментарий